2019

Категории раздела

Статьи [14]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените сайт музея
Всего ответов: 51

Форма входа

Поиск

Наследие России

Загрузить Adobe Flash Player




Пятница, 26.04.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость
Хайбуллинский историко-краеведческий музей
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

"Экспозиция музея и её создание"

Структурное подразделение - историко-краеведческий музей

муниципального казенного учреждения «Управление культуры»

муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 Экспозиция  музея  и её создание

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила: директор музея Байгускарова Р.Ф.

                                                   

 

    5 декабря 2016 года

 


Когда мы говорим о музейной экспозиции, надо для себя выяснить что такое музей и школьный музей.

Музе́й- учреждение, которое занимается сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

  Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.   

Признаки музея и школьного музея.

  1. Наличие фонда подлинных материалов.
  2. Наличие экспозиции.
  3. Необходимое помещение и оборудование ( витрины, стенды).
  4. В государственных музеях постоянные директор и сотрудники, в школьных музеях актив учащихся.

А что такое экспозиция?

Музейная экспозиция – это научно обоснованная ( исследованная) и целенаправленная демонстрация предметов музея. Каждая экспозиция, выставка создается на определенную тему,  должна  быть снабжена комментариями, художественно оформлена. Каждая экспозиция неповторима, так как  она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Экспозиции, выставки в музеях создаются постоянные, временные. Создание выставки долгая, кропотливая, творческая работа.

 При создании выставки надо знать!

1.Первичной т.е. основной  экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения.

2. Схему построения музейной экспозиции

Выделяют несколько принципов или методов  построения музейной экспозиции:

1.принцип историзма

2.историко-хронологический принцип;

            3.тематический принцип.

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке.

Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединённые в подтемы, темы и разделы.

В практике  названные принципы построения музейных экспозиций  в основном сочетаются

3. Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы.

В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж.

Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы).

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную кспозиции залог успешного раскрытия избранной темы. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.                                                      

                    Этикетка – это аннотация к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, дате, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Этапы создания выставки

1.Выбор темы;

2.Подборка материалов, экспонатов ( предметов) музея по  теме и кропотливое изучение материалов и экспонатов;

3. Составление тематико - экспозиционного плана.

4. Художественное оформление.

Составление тематико-экспозиционного  плана

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления.

Титульный лист

Структурное подразделение- историко-краеведческий музей муниципального казенного учреждения «Управление культуры» муниципального казенного учреждения    Хайбуллинский район Республики Башкортостан

 

Хайбуллинцы в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 годов

                                                                             

                                                                        Составила:Байгускарова Р.Ф.,

                                                                                     директор музея                                   

                                                                    25 ноября 1994г.                                                              

 

 

Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.

Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.

Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

№п/п

 Тема

Подтемы, разделы, комплексы

Экспонируемые материалы, экспонаты

Содержание, описание, характеристика, источников

Инвентар-ный номер

Место расположения

1

2

3

4

5

6

7

 1.

Хайбуллинцы в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

 Вставай страна огромная

 

 Повестка призывнику

 Выдана  в       1939 году Хайбуллинским райвоенкоматом Магашеву Ильясу Ямлиховичу.

 Бумага, 10х21 см

 ОФ№27

 Витрина

 

 

 

 Письмо

 написанное 22 июня 1941 г. Магашевым  И.Я.

треугольное. Бумага,9х19 см.

ОФ№29

Витрина

   

1.Первые добровольцы

Список

 Врач Акъярского совхозаЯнина Е.П.,Ишкильдин А.Х.,Насретдинов Ш.К., Даутова З.Ф.

(ЦИАРБ. Фонд 27,опись-7, дело 34)

Бумага,12х22см.

 

Стенд

   

 

Фото

Янина Елизавета Павловна, 1921 г.р., уроженка с.Татыр-Узяк, кассир сбербанка с.Акяр.

Фотобумага, черно-белое, 7х10 см.

ОФ№ 31

Стенд

   

 

Фотокопия

Латышов Михаил Егорович, 1941 г.р., уроженец с.Ивановка, колхозник колхоза «Стальной конь!

Фатабумага, черно-белое, 9х12 см.

НВ № 2

Стенд

   

2.Первая кровь

Фото

Ишимов Даржиман Юсупович,1921 г.р.,уроженец с.Акъяр, призван в ряды РККА в 1938г., рядовой, стрелок,пропал без вести в сентябре 1941 г.

Фотобумага, черно-белое, 9х12 см.

ОФ №30

Стенд

   

 

Фото

Кудабаев Шугаип Аюпович, ….

   
   

Они отстояли Москву

Текст информационный

С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточенные бои на всех направлениях ведущих к Москве….

(Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.» том 1)

 

Стенд

   

 

Фотокопия

Абдуллин Гиният Камалетдинович, 1906 г.р., уроженец с.Мамбетово, призван  1941г., рядовой, водитель, 59 гв. арт. полк.

Фотобумага, цветная, 12х19 см.

НВ №12

Стенд

   

 

Удостоверение к медали «За оборону Москвы»

 Выдано Абдуллину Г.К. 25 декабря 1942 г.

Бумага, 7х9 см

ОФ №34

Витрина

   

 

Воспоминание

 написано  участе-ником обороны Москвы, жителем с.Мамбетово Мамбетовым Усманом Муртазовичем 23 сентября 1967 г.

Тетрадь, 12 стр.,15х21 см.

ОФ №25

Витрина

Художественное оформление

Перед художественным оформлением осуществляется пробная экспозиция или раскладка. Сейчас современная компьютерная технология позволяет строить модель экспозиции.

При художественном оформлении обязательно надо знать !.

Экспозиция должна быть оформлена грамотно, на литературном языке и соответствовать основным требованиям современной музейной эстетики. Однако школьные экспозиции не должны копировать профессиональное оформление государственных музеев.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры.

Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать “плоскостному” материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

 

Категория: Статьи | Добавил: IKMsm (25.01.2017)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024